00:50 

Травля в школе

TatianaSh
психолог-скептик
У Людмилы Петрановской есть интересный цикл статей про школьную травлю.

Там довольно подробно написано, что надо делать и чего делать не надо. Здесь приведу лишь выдержки:

"Многие спрашивают: почему это возникает? Потому что такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это какраз возраст предподростковый, но сейчас все раньше становится, сдвигается в 8-9 годам. Им жизненно нужно чуство групповой сплоченности. Всем, кроме особо ярких интдивидуалистов. Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, общая цель у них, общие интересы. В современной школе этого нет совсем. Все атомизировано: пришли -- отучились -- разошлись.
А оно надо.
И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться ПРОТИВ кого-то. Тогда наступает счастье. Многие в комментах отмечали особое упоение, удаль, веселье, эйфорию, которые охватывают участников травли. Потому что они -- ВМЕСТЕ. И они -- ХОРОШИЕ. Не так важно, что в это вкладывается, высокие или красивые, или умные, или модные, или, наоборот, бравые двоечники. Важно, что с ними все ОК, потому что еще уверенности в себе нет, собственной сформированной самооценки нет, а быть ОК очень хочется. И тут такая возможность. Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле. Зачинщики нередко имеют нарциссические черты. То есть на самом деле они так панически боятся, что кто-то догадается об их несовершенстве, что из кожи вон лезут, заранее перенаправляя огонь на кого-то. "


"Никто никому не обязан, чтобы его все любили. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли - не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли - НАСИЛИЕ. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия.
Многим детям, кстати, и не нужна особая популярность в классе, они вполне без нее проживут. Они могут быть от природы интровертны, застенчивы или просто душой принадлежать не к этой, случайно собранной по административному признаку, а совсем к другой группе. Они хотят одного - безопасности. И имеют на нее полное право."


"Чаще всего приходится слышать, что жертва - "такая" (причем неважно, в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная, "индиго" и т. д.).
"Козлом отпущения" может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает. А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, бедная одежда -- все пойдет. Да, есть качества, которые способствуют закреплению этой роли -- чувствительность, обидчивость, просто повышенная ранимость в этот период. Есть и особый случай детей виктимных, переживших насилие и так привлекающих внимание к себе. Но в общем и целом причина травли -- не в особенностях жертвы, а в особенностях ГРУППЫ. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя.
Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит: они "звери, гаденыши, быдло, наглые отпрыски нуворишей" и т. п. Опять-таки, конечно, роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне. Но одних только их качеств недостаточно. Я много раз наблюдала, как самые отъявленные травители, случайно оказавшись с дочкой вдвоем, например, на продленке, мирно с ней играли. И опять-таки, при смене взрослого лидера или позиции этого лидера по отношению к происходящему нередко "эти сволочи" поразительно быстро меняют свое поведение, хотя, конечно, не могут так стремительно решить свои внутренние проблемы илиповысить свой культурный уровень. "

@темы: Травля

Комментарии
2016-02-18 в 14:59 

Ярошинская
И дай вам Бог того вдвойне, чего желаете вы мне.
У нас в классе был мальчик, которого травили. Потому что он был евреем и потому что его привозили в школу на волге с шофером. Его обзывали, запирали в шкафу и кидались половой тряпкой.
В конце 8 класса он от нас ушел, а спустя год и я ушла в другую школу - крутую, в центре города, спец английскую. И 1-го сентября встретила там его. Я была в шоке - он был совсем другим! Не зачмыренным мальчиком в водолазке, а центром компании, хорошо одетым и гордо держащим голову. Когда мы с ним встретились глазами, я видела, что он напрягся. Наверное, заволновался, как бы я кому не рассказала о его прошлом, иначе его амплуа могло бы разрушиться. Но я не стала, и потом мы с ним хорошо общались.

2016-02-24 в 13:27 

jiang.
Делай, что должно. Дорогу осилит идущий. (с)
TatianaSh, большое спасибо за ссылку! Сначала потеряла эту запись в ленте, не сохранила вовремя, теперь вот нашла :)

2016-02-29 в 16:33 

TatianaSh
психолог-скептик
Ярошинская, Потому что он был евреем и потому что его привозили в школу на волге с шофером.
Получается, что все-таки не по этому )

jiang., на здоровье!

2016-02-29 в 18:01 

Ярошинская
И дай вам Бог того вдвойне, чего желаете вы мне.
TatianaSh, ну, скажем, выбрали его именно по этим двум причинам. Мало того, что "жид", так еще и богатенький))))

   

Психология и психотерапия

главная